Несмотря на широкую популярность данного стандарта, многие не смогут ответить на данный вопрос. В статье «Системы менеджмента ISO» мы вкратце описали что собой представляет система управления качеством, построенная на базе ISO 9001. Здесь же мы остановимся на базовых вопросах.

Итак, ISO 9001 – в первую очередь стандарт, разрабатываемый Международной организацией по стандартизации (аббревиатура ISO), устанавливающий требования к системам управления качеством (в различных источниках также можно встретить перевод – система менеджмента качества, являющийся синонимом).

По данным ISO за последние пять лет (с 2013 по 2018 годы) сертификат на систему управления качеством ISO 9001 ежегодно получали около 800 тысяч компаний по всему миру. Это дает возможность оценить популярность данного стандарта во всем мире.

Что такое система управления качеством?

Итак, ISO 9001 – стандарт, устанавливающий требования к системам управления качеством. Что же такое система управления качеством? Резюмируя длинное описание, приведенное в нашей предыдущей статье данного цикла, можно сказать, что система управления качеством – это набор политик, процессов, задокументированных процедур и записей. Данный перечень документов и недокументированных требований определяет каким образом ваша компания производит продукт (услугу) и доставляет его клиентам.

Таким образом, выходит, что любая компания, фактически, имеет свою систему управления качеством, ведь сложно предположить, что можно производить (и главное – продавать) продукт или услугу без наличия каких-либо внутренних требований, записей и т.п. Стандарт ISO 9001 устанавливает серию требований, следуя которым, ваша компания может быть уверена, что она создала и внедрила все базовые документированные процедуры, которые, в свою очередь, позволят системе управления качеством развиваться.

Для кого необходим ISO 9001?

Часто приходится слышать, что внедрение ISO 9001 не является необходимым среднему и крупному бизнесу ввиду гораздо большей сложности процессов на таких предприятиях, чем те, которые могут быть описаны стандартом ISO 9001. Напротив, для микро-бизнеса (до 5-10 человек) бытует мнение о затратности внедрения ISO 9001, а порой – и вовсе о невозможности выполнения требований данного стандарта.

Для того, чтобы разобраться с этим, стоит вспомнить, как и для кого разрабатываются стандарты. Как правило, стандарт разрабатывается не только в целях унификации, но и в целях помощи начинающим. Это своего рода школьный учебник, в котором собраны давно известные высокодостоверные факты, изложенные таким образом, чтобы быть доступными учащимся. Понимая данный факт, можно утверждать, что ISO 9001 может и должен быть внедрен малым бизнесом (см. нашу статью «Внедрение ISO 9001 в малой фирме: мифы и реальность». Что же касается среднего и крупного бизнеса, то можно с уверенностью утверждать, что система управления качеством ISO 9001 там необходима (если она еще не внедрения, что является большой редкостью) как базовый элемент управления.

Как выглядит ISO 9001?

Структура стандарта ISO 9001 представлена 10 разделами. Первые три раздела являются вводными, тогда, как остальные семь излагают требования к системе управления качеством. Ключевые моменты можно найти в нашем разделе «Инструменты построения систем менеджмента».

Почему необходимо внедрение ISO 9001?

Мы часто пишем о пользе, которую приносит внедрение ISO 9001. В статье «Шесть основных преимуществ внедрения ISO 9001» подробно описаны основные, на наш взгляд, преимущества от внедрения системы управления качеством, построенной на принципах ISO 9001. Здесь же можно просто отметить, что момент начала внедрения ISO 9001 на предприятии является своего рода хронологическим рубежом, оставляющим такие недостатки, как неупорядоченность, движение наугад, хаотичность, непредсказуемость в прошлом.

Рекомендации по внедрению ISO 9001

Так, как вопросы внедрения ISO 9001 в основном стоят перед малым бизнесом (у крупных организаций данная система, как правило, внедрена и существует огромный штат сотрудников, занятый вопросами качества) мы часто адресуем рекомендации малому бизнесу.

В статье «ISO 9001 для малого бизнеса» освещены некоторые вопросы сертификации ISO 9001. Стоит различать внедрение системы управления качеством от сертификации ISO 9001. Сертификация ISO 9001 – заключительный шаг, когда приглашается незаинтересованная третья сторона – орган по сертификации – для подтверждения соответствия внедренной системы управления положениям стандарта ISO 9001. Этой процедуре предшествует долгий период внедрения.

Именно на этапе внедрения малому бизнесу важна помощь для максимального ускорения данного процесса, способного растянуться на годы, а также для его успешного завершения. Подробнее о том, что мы можем предложнить читайте в разделе «Комплексные предложения по внедрению ISO 9001».