СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

В зависимости от целей разработки и внедрения системы менеджмента, организация может просто ограничиться декларированием собственного соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента или же пройти процедуру сертификации на соответствие этим требованиям, обратившись в орган по сертификации.

Первый случай ограничивается получением внутренних выгод для предприятия. К ним относятся: упрощение процессов управления персоналом и мониторинга текущих показателей производства, формирование четкой взаимосвязанной структуры с распределением ответственности и необходимыми инструкциями, наличие механизмов разрешения возникающих сбоев, рационализация средств за счет управления несоответствующей продукцией.

В случае сертификации системы менеджмента, предприятие получает документально подтвержденную объективную оценку третьей стороной, возможность использования логотипа сертификации (при условии, что орган по сертификации, дает такие полномочия) и прочие внешние выгоды.

Каждый орган по сертификации устанавливает собственный порядок прохождения сертификации и объемы проводимых работ, однако, в общем виде, можно выделить следующие стадии:

Подача комплекта документов. Помимо организационно-правовых документов предприятия, сюда обязательно входят задокументированные и введенные в действие процессы системы менеджмента, а также так называемые записи системы менеджмента – результаты ее функционирования (планы, отчеты, журналы, протоколы и т.п.).

Рассмотрение комплекта документов. Орган по сертификации проводит экспертизу предоставленной документации на предмет соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента, а также действующему законодательству. При наличии замечаний они предоставляются заявителю и дается время для их устранения.

Проведение сертификационных аудитов. Аудит – систематический, независимый и документированный процесс для получения объективного свидетельства и его объективной оценки с целью определения степени соответствия критериям аудита. Может проводиться в один или два этапа. Параллельно с экспертизой документации, представители органа по сертификации могут провести неформальный аудит с целью подтверждения готовности предприятия к прохождению основного сертификационного аудита, время, объемы и критерии проведения которого обязательно согласовываются с заявителем.

Устранение замечаний. На устранение выявленных несоответствий организации-заявителю устанавливается период времени, по истечении которого может быть принято решение о повторном аудите или же принятие решения о сертификации на основе предоставление доказательств устранения в орган по сертификации.

Выдача сертификата. Орган по сертификации документально подтверждает о проведении им оценки системы менеджмента и ее соответствии установленным требованиям.

В среднем срок действия сертификата на систему менеджмента составляет 3 года.

В течении этого времени орган по сертификации, выдавший ранее сертификат, проводит надзорные аудиты (как правило, один раз в год), цель которых – убедиться, что система менеджмента продолжает соответствовать требованиям нормативных документов, функционирует в нормальном режиме и предоставляет необходимые доказательства этого.

По истечении срока действия сертификата предприятие обращается в орган по сертификации для ресертификации. На основании результатов предыдущих аудитов с сохранением общего порядка сертификации, орган по сертификации может сократить объемы аудитов и выдать новый сертификат на систему менеджмента.

Также, при изменении законодательных требований или изменениях в порядке сертификации, органом по сертификации могут проводиться дополнительные кратковременные аудиты, о которых предприятие оповещается заранее.