ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Создание системы менеджмента – стратегическое решение руководства по ее разработке, которое берет на себя обязательства обеспечивать ее результативность, как крепкую основу для успешного развития.

В соответствии с требованиями стандартов ISO системы менеджмента должны состоять из следующих элементов:

  • Политика. Концептуальный документ, формирующий цели и задачи функционирования системы менеджмента, а также основные принципы достижения этих целей.
  • Система взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов.
  • Нормативная основа. Совокупность непротиворечивых нормативных документов, соответствующая системе процессов.
  • Эффективный механизм реализации требований, содержащихся в нормативных документах.
  • Персонал, обладающий необходимыми знаниями политики, нормативной базы, механизмов реализации ее требований, а также выполняющий и уважающий эти требования.

Формирование каждого элемента в указанной последовательности, при условии выполнения конкретных требований стандарта ISO, позволяет построить работоспособную систему менеджмента.

Международной организацией по стандартизации ISO также была разработана вспомогательная серия стандартов серии ISO 10000, которая содержит рекомендации и указания к отдельным аспектам систем менеджмента. В эту серию входят:

  • ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.
  • ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.
  • ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению.
  • ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.
  • ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.
  • ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.
  • ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10008).
  • ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.
  • ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.
  • ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.
  • ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.
  • ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.
  • ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала.
  • ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента.
  • ISO 19011. Руководство по осуществлению аудитов систем менеджмента.