РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ В ISO 9001:2015

Руководство по качеству перестает быть обязательным документом в соответствии с последней редакцией ISO 9001:2015. Как это произошло? Ведь раньше это был один из первых документов, которые запрашивал орган по сертификации перед проведением сертификационного аудита. Почему, внезапно, он потерял свои функции и важность?

Руководство по качеству на практике

Чаще всего, в Руководстве по качеству стремятся очертить реализацию сразу всех требований стандарта ISO 9001, при этом теряя суть документа. Поэтому в итоге фундамент системы управления качеством превращается в документ, который никто не читает, за исключением некоторых кропотливых сертификационных аудиторов.

Ведь беря в руки Руководство по качеству, имеющее объем художественного произведения, невольно возникает ощущение, что при его разработке акцент с понятия «качество» сместился к понятию «количество».

Безусловно, наличие Руководства по качеству остается неплохой идеей. Ведь это документ, в котором организация представляет себя, свою систему управления качеством и даже образ мышления и подход к управлению качеством. Обычная практика заключалась в том, чтобы, помимо требований пункта 4.2.2 ISO 9001:2008, включить некоторые требования из раздела 4.1 и некоторые другие требования, которые легче документировать с помощью Руководства по качеству.

Ясное, короткое и четкое Руководство по качеству создает впечатление организации, которая знает свое дело – организации, которая действительно управляет своей СМК. Хорошее Руководство по качеству, к тому же, облегчает работу аудитора и дает ему возможность лучше проанализировать систему, а по его наблюдениям действительно способствует улучшению СМК. И что более важно, такое Руководство по качеству полезно для представителей руководства и владельцев процессов, поскольку оно дает общее представление о системе управления качеством.

К тому же, предприятию, внедрившему систему управления качеством, полезно было бы иметь некую визитную карточку для предоставления во время участия в тендерах. Руководство по качеству, которое сложило бы выгодное впечатление среди прочих конкурентов. А что может сказать громоздкий документ, содержащий массу дублирующейся, ненужной информации и множество деталей? Только лишь то, что организация предпочитает тратить ресурсы вместо применения творческого подхода.

Создать хорошее Руководство по качеству не так сложно. Для этого нужно: определить сферу вашей СМК, описать требования ISO 9001, которые не применимы к СМК, описать взаимодействия между вашими процессами (предпочтительно с помощью блок-схемы) и перечислить все используемые процедуры СМК.

Необязательный, но важный

Системы менеджмента качества, отвечающие требованиям новой редакции ISO 9001, будут нуждаться в некотором общем документе, как бы он не назывался. По-прежнему будет необходимо отправить органу по сертификации или крупному клиенту документ, который будет описывать вашу СМК. Хотя это уже не является обязательным, все требования Руководства по качеству, кроме 4.2.2 b) ISO 9001:2008, остаются в новой версии стандарта. Все также необходимо определить объем СМК и взаимодействия между процессами. Эти требования еще более подробно описаны в новой версии, и они все равно должны быть задокументированны.

К тому же, новая версия стандарта содержит некоторые новые требования, которые необходимо выполнить в качестве документированной информации, которую можно легко включить в Руководство по качеству – например, в контексте организации.

Старая идея в новой форме

Новая версия ISO 9001 позволяет уйти от многих формальностей, что требует более творческого подхода к максимальному удовлетворению каждого требования. Поэтому этот новый необязательный документ, который заменит Руководство по качеству, может быть представлен в виде следующей информации об организации:

  • Краткое описание организации;
  • Описание производимого продукта или предоставляемой услуги;
  • Процессы, к которым применяется система управления качеством;
  • Требования стандарта ISO 9001, которые не применимы в данной СМК и причины этого;
  • Описание процессов и их взаимодействий;
  • Описание внутренней и внешней среды, в которой работает организация.

Это можно считать чрезмерным упрощением, и вся эта информация не может быть помещена в один абзац, но этот документ имеет смысл, и он удовлетворит большинство требований из раздела 4 новой версии стандарта. А приложение политики и целей в области качества дополнит такой документ для представления вашей компании будущим клиентам.