Современный уровень рыночных отношений требует от производителя продукции и поставщика услуг не только обеспечения соответствия требованиям, установленным для его продукции и услуги, но и гарантии стабильности, а также надежности в его обязательствах перед потребителем. Конкуренция заставляет производителей завоевывать доверие своих потребителей, а также стремиться предвосхитить их требования и ожидания.

В последние годы сложилась практика, при которой основным критерием надежности поставщика продукции или услуг является наличие у него эффективно работающей системы управления (менеджмента) (далее – СМ), построенной на основе требований стандартов Международной организации по стандартизации ISO (International Organisation of Standartization). Главной целью ISO является гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов.

Распространенные виды систем менеджмента

Основными стандартами ISO являются:

  • ISO 9001 Системы управления качеством. Требования. Наиболее востребованный и широкий по области применения стандарт на СМ. Может быть использован предприятием любого профиля, поскольку не выдвигает требований непосредственно к качеству продукции, а содержит основные принципы организации рабочего процесса: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к управлению, постоянное улучшение, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками. Именно эти принципы являются основополагающими и гарантируют потребителям, что предприятие тщательно следит за тем, чтобы выпускать качественную продукцию или услуги.
  • ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования. Внедряя данную СМ, предприятие демонстрирует возможность контролировать свое воздействие на окружающую среду и, при необходимости, минимизировать его. Степень применения данного стандарта зависит от таких факторов как экологическая политика предприятия, характер ее деятельности, условия ее функционирования, месторасположения;
  • ISO 18001 Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования Данная СМ характеризует внедрившее ее предприятие как ведущее пристальный контроль факторов производственного и профессионального рисков и заботящееся о безопасности персонала на рабочих местах. Уменьшает возможность быть оштрафованным, попасть под правовую ответственность или судебные разбирательства в случае возникновения производственных травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев;
  • ISO 22000 Системы менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции. Требования для любых организаций в цепи поставок Стандарт может применяться к любой организации в цепочке пищевого производства и демонстрирует способность предприятия выявлять потенциальную угрозу и управлять связанными с нею рисками для обеспечения потребителей безопасными пищевыми продуктами. Стандарт включает в себя реализацию системы НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point), которая подразумевает анализ опасных факторов и проведение контроля в критических точках.