ВНУТРЕННИЙ АУДИТ НАССР. ОСОБЕННОСТИ

Для того, чтобы оценить эффективность работы системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (далее – система НАССР) на предприятии, руководству необходима достоверная информация и квалифицированная оценка ее работы. Это может предоставить внутренний аудит.

В соответствии с определением, данным в ДСТУ ISO 9000, аудит – это «систематический, независимый и документированный процесс получения объективных доказательств и их объективной оценке, чтобы определить степень соблюдения критериев аудита».

Аудит проводится для получения картины работы системы НАССР на предприятии за определенный период времени. Цель внутреннего аудита состоит в том, чтобы собрать свидетельства в форме «наблюдений», которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах и системе вцелом.

Основные задачи аудита:

  • определить действие и результативность системы;
  • получить информацию насколько хорошо работает система;
  • определить уровень соответствия стандарту ДСТУ ISO 22000 и задокументированной информации системы;
  • оценить вопросы качества и безопасности производства продукта или предоставления услуг;
  • оценить влияние изменений на предприятии на систему;
  • определить возможные сферы улучшения системы.

Особенности аудита системы НАССР

Стандарт ДСТУ ISO 22000, в отличие от ДСТУ ISO 9001, положения которого направлены на организацию менеджмента предприятия в целом, затрагивает еще и технологические аспекты производства и их влияние на безопасность выпускаемой продукции. Поэтому при аудите системы НАССР, помимо общих требований к системе менеджмента, проверяются и особенные аспекты:

  • надлежащее состояние помещений, инженерных коммуникаций и оборудования;
  • чистота помещений, оборудования и поверхностей;
  • предотвращение перекрестного загрязнения;
  • здоровье и личная гигиена персонала;
  • обращение с отходами;
  • контроль вредителей;
  • управление закупками;
  • надлежащее обращение с сырыми и готовыми пищевыми продуктами;
  • адекватность анализа опасных факторов;
  • управление ККТ и ОППУ;
  • система прослеживаемости;
  • изъятие и отзыв продукции.

Что получает предприятие в результате проведения аудитов?

Аудиты позволяют вовремя обратить внимание на какие-либо слабые места в работе системы или предприятия в целом. Данные, полученные в ходе внутренних аудитов, являются частью входных данных для анализа со стороны руководства, а также позволяют незамедлительно предпринять корректирующие действия для устранения несоответствий.