ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА. ИХ ПРАВИЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА

Разработка целей в области качества является требованием ISO 9001. Но почему? Что является целями, и для чего они служат? Этими вопросами задаются люди, вовлеченные в процесс разработки системы менеджмента качества (СМК), как и вопросом о том, как разработать цели в области качества, которые действительно были бы полезны компании.

Цели в области качества отражают ключевые элементы Политики в области качества координируют усилия сотрудников в их постоянной работе в целях улучшения. В конечном счете улучшение – это ключевая цель с которой компания внедряет СМК.

Цели в области качества: Что и Почему?

Цели в области качества – главный метод, используемый при трансформации Политики в области качества в планы по улучшению. Политика в области качества создается с учетом требований заказчика, в то время, а Цели в области качества имеют обратную связь с требованиями заказчика через Политику в области качества. Цели в области качества берут задачи, подразумеваемые Политикой в области качества, и трансформируют их в задачи по улучшению, из которых, в свою очередь, могут быть созданы отдельные планы.

Пример. Компания по производству запчастей для автомобилей выявила требование заказчика – доставку «точно вовремя» с отсутствием брака, как основное. В таком случае задача, устанавливаемая Политикой в области качества должна звучать как: «Доставка запчастей заказчику в указанное им время и без дефектов». Таким образом, данная компания должна иметь 2 Цели в области качества: первая – направленная на время доставки, вторая – на отсутствие дефектов. Первая цель может быть сформулирована, как «Улучшение количества вовремя доставленных запчастей с 90 % до 95 % в течение следующего года». Вторая цель может быть сформулирована, как «Уменьшение количества отгруженных дефектных изделий с 5 % до 3 % в течение следующего года».

Такая постановка целей в области качества полностью увязывает их с требованиями заказчика через Политику в области качества.

В последствие данные Цели в области качества трансформируются в планы для каждого уровня (подразделения) компании, которые направлены на достижение указанных целей.

Цели в области качества должны работать на вас

При установлении целей необходимо применять принцип SMART, то есть цели должны быть:

Specifiс – конкретны

Для достижения наилучших результатов цель должна быть ясной и конкретной. Вместо формулировки «улучшить несоответсвующий продукт» в качестве цели, необходимо сформулировать ее, как «уменьшить несоответствия на стадии приемки автозапчастей», если, например, стадия приемки определена в качестве такой, которая вносит наибольшие несоответствия.

Measurable – измеримые, определены правила измерения степени достижения

Если цель неизмерима, как вы сможете понять достигли вы ее или нет? Таким образом цель дожна быть перефразирована в «уменьшить несоответствия на стадии приемки автозапчастей с 15 % до 5 %». В таком виде она существенно эффективнее той формулировки, которую мы привели выше.

Achievable – достижимые, то есть имеется план достижения

Излишне говорить, что без конкретного, детализированного плана внедрения невозможно претворить цель в жизнь.

Realistic – достижимы, реалистичны

Только будучи реалистичным при определении целей в области качества вы сможете добиться их претворения в жизнь. Скорее всего, если вы сообщите своим работникам о желании уменьшить количество несоответствий с 50 % до 2 %, они вряд ли увидят, каким именно образом это может быть выполнимо. Поэтому, лучше ставить достижимую цель, что существенно увеличит шансы в реализации планов по ее достижению.

Time-based – определены во времени

Цель становится действительно эффективной лишь с указанием четкого срока ее претворения в жизнь. Таким образом, возвращаясь к нашей цели, мы можем теперь ее сформулировать в виде «уменьшить несоответствия на стадии приемки автозапчастей с 15 % до 5 % в течение следующего года». Именно при такой формулировке цели вы сможете действительно осуществлять мониторинг ее достижения.