Уже давно на рынке услуг по сертификации в Украине предлагаются услуги по сертификации систем менеджмента (систем управления) на соответствия ISO 9001, OHSAS, HACCP и других, менее известных и более специализированных стандартов. Часто приходится слышать выражение «сертифицированная система качества».
Здесь мы попытаемся вкратце изложить суть вопроса и для каких целей служит данная сертификация.

Базовым, наиболее известным и, можно сказать, основным стандартом в области систем менеджмента на предприятии является стандарт ISO 9001 (его национальный вариант ДСТУ ISO 9001). Последняя редакция 2015 года данного стандарта существенно приблизила его к малым предприятиям, тогда, как ранее сертификация таких систем была уделом среднего и крупного бизнеса. Именно эту систему менеджмента часто называют системой качества, что строго говоря неверно, так как полное наименование стандарта – Система управления качеством или Система менеджмента качества – в зависимости от перевода).

Сразу хотелось бы сделать отступление. Следует четко различать разработку документации по системе менеджмента, внедрение этой системы и ее сертификацию. Это неразрывная последовательность действий, однако, набор документации сам по себе не является внедренной системой менеджмента, а внедренная система менеджмента на предприятии еще не дает права говорить о том, что имеется сертификат на систему.

Что представляет собой система менеджмента по ISO 9001?

Данная система менеджмента является системой, описывающей (частично – в задокументированном виде) всю деятельность предприятия, строящейся на знаменитом цикле непрерывного улучшения процессов PDCA – Планируй-Делай-Проверяй-Воздействуй. Именно эта система позволяет внести прозрачность в деятельность предприятия, понять и затем описать все процессы, которые в нем происходят, распределить обязанности и полномочия персонала, контролировать выполнение процессов и постоянно улучшать их, устраняя возникающие несоответствия. Как часто нам приходится сталкиваться в повседневной жизни с тем, что на предприятии существуют процессы, суть которых неясна не только руководству, а и исполнителям, которые выполняются по инерции, и давно утратили изначальное предназначение. А разве будет чем-то новым, если мы упомянем о том, что в организациях существует масса сотрудников, обязанности которых никак не формализованы? Зачастую целые подразделения могут дублировать частично или полностью функции смежных подразделений предприятия. Все это приводит к необоснованным затратам ресурсов, непредсказуемым результатам, отсутствию адекватных рычагов воздействия на работу предприятия, а как следствие – неуправляемому качеству выпускаемой продукции.
Предприятие, работающее в соответствии с простыми, но понятными процедурами, разработанными на основе рекомендаций ISO 9001 не только избавляется от вышеперечисленных недостатков, но и получает возможность самоулучшения.
Именно из-за того, что система менеджмента качества ISO 9001 затрагивает вопросы управления предприятием, ее построение и функционирование невозможно без ее понимания и полного принятия высшим руководством. Вот почему, решение о разработке и внедрении такой системы принимается исключительно на высшем уровне руководства предприятия.

Что представляет собой сертификация системы менеджмента по ISO 9001?

Как и любой вид сертификации, сертификация системы менеджмента качества по ISO 9001 представляет собой подтверждение уполномоченной третьей, независимой, стороной того факта, что система внедрена, функционирует и отвечает требованиям ISO 9001. Выбор уполномоченного органа лежит на предприятии.

Подтверждает ли сертификат ISO 9001 качество продукции предприятия?

Как следует из вышеописанного, сама по себе система менеджмента качества внедряется для эффективного, прозрачного управления предприятием. Вся документация данной системы служит лишь одному – увеличению прогнозируемости отклика системы вцелом управляющему воздействию сверху. Таким образом, сам по себе такой сертификат не может говорит о том, что продукция «хорошая», «качественная» и т.п. Однако, наличие такого сертификата говорит о том, что предприятие имеет выработанные механизмы, позволяющие управлять качеством выпускаемой продукции.

Системы менеджмента, основанные на стандартах ISO серий 14000, 18000 (OHSAS), 22000 (HACCP).

Данные системы базируются на тех же принципах, что и система ISO 9001, однако фокусируются на достижении более узких целей. Как правило, внедрению данных систем менеджмента должно предшествовать внедрение системы менеджмента по ISO 9001. Все остальное, сказанное в отношении ISO 9001 справедливо и для этих систем менеджмента.