На сегодняшний день основой для успешного функционирования системы управления качеством любого предприятия является активная проработка существующих или потенциальных рисков, влияющих на качество выпускаемой продукции либо предоставляемой услуги. Построение адекватной системы управления качеством является следствием задействования риск-ориентированного мышления. Давайте же разберемся, что это такое.

Актуальные версии международных стандартов в области систем управления – ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ISO 22000 и другие – настаивают на рассмотрении функционирования предприятия путем идентификации и оценивания рисков для последующего их уменьшения или устранения, если это экономически целесообразно, а также для поиска возможностей повышения качества выпускаемой продукции. Риск в этих стандартах определяется как отрицательное либо положительное влияние неопределенности, связанной как с внутренней изменчивостью некоторых физических явлений, так и с неполнотой либо отсутствием знаний о процессах, влияющих на качество продукции.

Рассмотрим основные виды рисков, на рассмотрение которых должна быть направлена система управления качеством предприятия.

Производственные риски

К ним относятся технические риски, связанные с ошибками при разработке и проектировании технологических процессов, а также риски, связанные с действующими технологическими процессами (сбои и аварии различной степени тяжести, экологические чрезвычайные ситуации).
Также к производственным рискам относится риск выпуска несоответствующей продукции (брак). Причинами этого могут стать ошибки при изготовлении продукции (неисправное оборудование, халатность персонала, несоблюдение условий окружающей среды и т.п.).
Еще одним видом производственных рисков являются организационные риски. Тут основными источниками являются ошибки руководства при разработке управленческих решений, а также конфликты среди персонала на разных структурных уровнях предприятия, способные привести к утаиванию или искажению информации.

Коммерческие риски.

Коммерческие риски могут быть связаны с юридическими ошибками в деятельности предприятия, отклонениями в работе с поставщиками и заказчиками, недобросовестностью конкурентов, нестабильностью рыночной ситуации в стране.

Все перечисленные риски, а также любые другие риски, связанные со спецификой деятельности предприятия, выявляются при внедрении систем управления в соответствии со стандартами ISO 9001 (управление качеством), ISO 14001 (экологический менеджмент), ISO 45001 (менеджмент охраны здоровья и безопасности труда). Для производства пищевой продукции основные риски описаны в статье, а работа по их уменьшению или устранению осуществляется в соответствии с ISO 22000 (НАССР).

Управление рисками выполняется в соответствии со стандартами ISO серии 31000 и предполагает следующий алгоритм оценки риска либо совокупности нескольких каким-либо образом связанных рисков:

  1. идентификация риска, то есть его поиск, распознавание и описание;
  2. анализ риска, то есть выяснение его причин, последствий и степени влияния на достижение целей организации в рамках той или иной системы управления;
  3. сравнительная оценка риска, то есть сравнение результатов его анализа с установленными ранее требованиями, на основании чего делается вывод о дальнейших мероприятиях.

Выявление и описание рисков, особенно неочевидных и косвенных, всегда требует квалифицированного подхода, и опыт руководства и персонала организации играет здесь ключевую роль.
В то же время каждый риск в обязательном порядке подлежит обработке и документированию. Для определения уровня риска применяют качественные (описательные), полуколичественные и количественные (с использованием диапазонов и распределений величин) подходы. Выбор той или иной технологии оценки риска зависит от многих факторов, таких как значимость решения, например, последствия, нормативные требования либо требования контрактов, сложность ситуации, имеющийся опыт.
Последний фактор является одним из основных, и при отсутствии персонала с необходимыми для обработки данных знаниями возможно привлечение специализированных сторонних организаций для получения профессиональной поддержки при разработке и внедрении системы управления качеством.