Корректирующие действия – это действия, предпринимаемые для устранения причины несоответствия процесса. Это реакция на проблему процесса, взятие ее под контроль с помощью действий по сдерживанию, а затем принятие мер, необходимых для предотвращения ее повторения. Другими словами, корректирующие действия предпринимают шаги для устранения причины проблемы после того, как проблема возникла, тогда как предупреждающие действия обнаруживают проблему до того, как она возникнет, и предпринимают шаги для устранения причины проблемы до ее возникновения.

Почему ISO 9001 и связанные с ним стандарты требуют корректирующих действий, а не предупреждающих действий?

Предыдущая версия ISO 9001 включала требования к процессу корректирующих действий и процессу предупреждающих действий как части менеджмента качества. Шаги, задействованные в обоих случаях, были по существу одинаковыми, но действие, запускающее процесс, было другим; корректирующее действие реагировало на возникшую проблему, тогда как предупреждающее действие было инициировано выявлением потенциальной проблемы.

Самая последняя версия стандарта системы менеджмента качества (СМК) ISO 9001:2015 больше не требует превентивных действий. Таким образом ISO указала, что сложный процесс, который ранее был задействован в предупреждающих действиях, не нужен, и есть другие части стандарта, которые при правильном использовании могут эффективно обеспечить хорошее профилактические меры. Теперь предупреждающие действия заменены другими частями стандарта, в том числе:

— риск-ориентированное мышление. Это новое требование идентификации областей, которые могут повлиять на СМК, где нет уверенности в результате. Такой образ мышления предполагает выявление этой неопределенности или риска и определение того, нужно ли предпринимать действия для предотвращения плохих результатов или для извлечения выгоды из положительных результатов;

— улучшение. Любые действия по улучшению, предпринимаемые для улучшения процессов СМК, являются предупреждающими.

Новые требования направлены на то, чтобы каждая компания находила эффективные способы улучшения процессов, вместо того, чтобы иметь сложную систему предупреждающих действий, которая существовала в предыдущих версиях стандарта ISO 9001. Если у вас есть что-то столь же простое, как программа предложений, которая определяет, как улучшить процессы, и реализует эти изменения, это может быть действие для предотвращения проблемы.

Почему так важны корректирующие действия?

Имея дело с системной проблемой, возникающей не из-за разовой ошибки, а из-за чего-то в системе, и игнорируя ее, вы можете потерять много времени и денег. Вот почему так важны корректирующие действия. Если люди выполняют ненужные действия, чтобы постоянно исправлять возникающие проблемы, или должны быть постоянно бдительными, чтобы выявлять возникающие проблемы все время, прежде чем они пойдут дальше, то вы можете сэкономить много ресурсов, приняв необходимые меры, чтобы не допустить возникновения повторяющихся проблем. Процесс корректирующих действий является частью системы управления качеством, чтобы сэкономить ваше время и деньги.

Важно отметить, что одна из проблем, связанных с процессом корректирующих действий, заключается в том, что его трудно использовать для небольших несистемных проблем, когда невозможно найти первопричину. По этой причине новый стандарт ISO 9001:2015 (и другие связанные с ним, такие как ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, ISO 22000:2018) добавили к требованиям решение после того, как вы устранили проблему.

После устранения обнаруженной проблемы можно определить необходимость принятия мер для устранения основной причины несоответствия. Если вы определили, что в этом нет необходимости, например, для одноразовой проблемы, не имеющей признаков повторения, вы можете остановить процесс корректирующих действий, не продвигаясь дальше. Вы все равно захотите следить за тем, чтобы проблема не повторялась, и, если она окажется системной, измените свое решение и предпримите дальнейшие действия.