Во многих отношениях требования к высшему руководству в ISO 9001:2015 не новы. Стандарт ISO 9001 всегда придавал высокое значение высшего руководства, как одному из семи принципов управления качеством, которые составляют основу стандарта. Это важно, потому, что без постоянной управленческой поддержки СМК вы столкнетесь с проблемами. Если высшее руководство не участвует в процедурах вашей СМК, значит ваша СМК недееспособна.

Каковы требования к высшему руководству в ISO 9001:2015

Раздел 5 нового стандарта касается лидерства, и большинство из этих требований очень близки или идентичны тем, которые охватываются прошлой версией стандарта в соответствии с требованиями к ответственности руководства. Первый подраздел (п. 5.1.1) о том, как высшее руководство должно продемонстрировать лидерство и обязательства в отношении СМК, например, подотчетность за эффективность СМК, обеспечение ресурсов, содействие постоянному совершенствованию и обеспечению политики и целей в области качества на месте и в соответствии с целями организации и СМК.

Остальные три подраздела (п.п. 5.1.2, 5.2, 5.3) охватывают необходимость ориентации на клиента, требования к политике качества и роли организации, обязанностях и полномочиях. Все эти требования такие же, как и в предыдущем стандарте, только с незначительными изменениями. Крайне важна роль высшего руководства для обеспечения того, чтобы СМК оставалась подходящей, адекватной и эффективной, не была сокращена, хотя некоторые требования, такие как роль представителя СМК, были устранены. Высшее руководство по-прежнему остается важным.

Как можно удовлетворить требования стандарта?

Вот некоторые вещи, которые важны для того, чтобы показать, что высшее руководство привержено СМК:

  • Эффективность СМК измерима, и руководство её оценивает;
  • Политика и цели в области качества распространяются на все направления менеджмента, сообщаются в организации и проверяются для достижения прогресса;
  • СМК является частью бизнес-процессов, а не сторонний проект;
  • Потребности в ресурсах рассматриваются руководством;
  • Постоянное улучшение обеспечено и поддерживается руководством;
  • Высшее руководство обеспечивает понимание работниками, о соблюдении требований клиента, законодательных и нормативных требований, и работники понимают, почему это важно;
  • Организация ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов;
  • Организационные роли, обязанности и полномочия назначаются и понимаются лицом, которое назначено, а также известны тем сотрудникам, которые должны оценить человека в определенной роли.